В минувший вторник случилось чудо, и я незаконно просочилась в Литинститут в качестве гостьи на семинар прозы. Под впечатлением от обсуждения я решила попробовать свои силы в написании их этюдов. Первокурсникам были даны две темы: "Признайся, парень, ты умеешь завязывать галстук?" и
"Смерть одинокого человека". Я не знаю, что напишут студенты, но я ухватилась за вторую тему и раскрутила из нее небольшую зарисовку. К сожалению, судить сама не берусь, но выложу. Если не затруднит вас, то прочитайте и напишите, получилось ли у меня оригинально и литературно трактовать данную проблему.
-Танюш, ну, ты чего не здороваешься-то с соседями? – старушка выглянула из-за входной двери и заинтересованно поглядела, как существо неопределенного возраста, закутанное в давно не стираные тряпки, боязливо пробиралось к лифту.
Втянуться в чтение.
Татьяна надвинула на несуразную шапку капюшон и молча протиснулась сквозь узкий проем, будто что-то мешало ей открыть дверь до конца. Тихо прикрыв за собой, она боком подошла к окну и с тоской поглядела в жестяную банку с окурками. Дверь любопытной старушки захлопнулась, и Татьяна с облегчением принялась копаться в импровизированной пепельнице, вынимая недокуренные бычки и складывая их в карман куртки.
Скрипнувшие двери лифта напугали Татьяну, и она рассыпала по полу этажа сигаретный пепел. Открывшийся лифт предлагал замечательную возможность: сбежать поскорее, и она, перешагнув через грязь, протиснулась в закрывающиеся двери. Снова наделав шума, она скорее нажала кнопку первого этажа и встала в угол, куда не падал свет. На улице уж точно никто не должен был к ней привязаться.
Сложнее всего незаметно прошмыгнуть мимо вахтерши, которой вот уже три года единственный жилец сто пятой квартиры не заплатил ни гроша. На этот раз у Татьяны получилось практически идеально – консьерж увлеченно сплетничала по телефону с коллегой из соседнего подъезда. А на улице почти хорошо. Если бы не те подозрительные девицы на лавке: их тут никогда же не было, а того чернявого мужичонку следовало бы по кривой за две улицы обойти.
Татьяна внимательно смотрела себе под ноги и прижимала к впалой груди замерзшими руками, недавно найденную в контейнере для мусора замечательную мужскую черную сумку, ведь в ней главное сокровище – стопка обнаруженных у выхода из метро газет за позапрошлую неделю – и посидеть можно, и новости узнать, и в туалете по назначению использовать. А еще в сумке есть целых десять рублей! Мелочью, конечно. Но чем не деньги? Еще пара рубликов, и Татьяна сможет позволить себе батон свежего хлеба. А то с плесенью и отсыревший ей давно опротивел.
Рубль!
Татьяна оглянулась по сторонам, наклонилась и отковыряла от наледи свою находку и, сжимая монету в ладони, засеменила к ближайшему повороту.
А тридцать лет назад одна совершенно обыкновенная девушка приехала в чужой город, вздохнула устало, выпустив тяжелые сумки из жилистых рук, и принялась обустраиваться в пропахшем клопами общежитии. Девушка мечтала о простом счастье: никогда больше не работать на заводе, выйти замуж и никуда не спешить. Но ее торопливая походка, целеустремленный взгляд, криво повязанная хлопковая косынка, надвинутая почти на глаза, делали неуязвимой для потенциальных знакомств. Слова «семья» и «дом» звучали только в мечтах лимитчицы, и никогда с грудным голосом тоски по ушедшему детству, бесцельно проживаемой молодости.
Она не любила думать о себе, вспоминать прошлое, не доверяла людям, боялась подлостей, она вставала каждое утро в пять и ехала на завод работать. Даже мечта стать поваром оказалась ничем иным, как желанием быть всегда сытой, и с перспективой на желанное будущее, способной прокормить семью, но и здесь не сложилось – судьба, забросившая однажды на бесплатные курсы, сделала из нее вскоре студентку и выпускницу престижнейшего технического вуза. Ну, куда с таким образованием женщине? Опять на завод…
Завод помог, завод обеспечил двухкомнатной квартирой с бетонными глухими стенами в безобразный цветочек. Но жить одной в месте, могущем зазвучать голосами близких людей: мужа, детей…
Она завела волнистого попугайчика, вечерами учила его выкрикивать: «Таня, вставай!» - и жалась на одинокой софе в огромной комнате с окнами, глядящими прямо в небо. Но попугай летним утром вылетел в окно, у соседей родился второй ребенок, а желание старшей сестры приехать в гости на полгода было воспринято категорически отрицательно.
-Квартира – это все, что у меня есть, - проговорила шепотом уставшая молодая женщина себе в оправдание, домывая единственную грязную тарелку после ужина: - Приедет. Пропишется еще. С нее станется. Как мать, такая же. Та папу на тот свет отправила, меня вместе с ним хотела. Нет уж. Пусть Галка дома сидит, в деревне, детей своих воспитывает. Нечего, нечего ей тут делать. А я сама все могу. И сама со всем справлюсь. Угу. Можно считать эксперимент неудавшимся, и 29 баллов оправданными.
Очень скомкано. Мысль прослеживается, но переход слишком резкий. Вторая часть вовсе трудно понятна.
Думаю, стоило бы перестроить предложения, чтобы вытащить мысль из загромождения слов.
У меня возникло ощущение, что о двух разных людях написано.
Даже стиль этих двух частей разный.
Переделаешь немного, вычитаешь, получится совсем даже неплохо.
Кстати, ты сама-то как живешь?)) Давно тебя не видно
Едкая зависть в сердце моём.
По произведению:
В целом неплохо и даже довольно-таки грамотно написано, но выбранной тематике соответствует слабо. Смерти, как таковой, ни моральной, ни физической в произведении не наблюдается. К тому же героиня хоть и испытывает стыд от своего положения, но описания её душевных страданий я так и не увидел. А, значит, нет раскрытия персонажа. Отсюда следует, что нет сильной эмоциональной кульминации - т. е.нет сопереживательного элемента для вовлечения читателя. К тому же некоторые моменты чересчур гиперболизированы.
Речь тоже в некоторых местах прихрамывает.
Кстати, описываемые события происходят при совке?
я немного с концом не разобралась, какое то бессвязное начало и конец, извини за прямоту конечно
"У меня возникло ощущение, что о двух разных людях написано", - вроде, сумасшествие очень изменяет характер и поведение... *почесывает макушку*
"Даже стиль этих двух частей разный", - странно. Ты не первая это говоришь, а я совершенно не вижу этого. (( Даже не знаю, как выровнять то, о чем имею весьма смутное представление.
"Кстати, ты сама-то как живешь?" - грустно как-то, если честно. Даже писать ничего не хочется. А то одно нытье получится((
Спасибо. ))
denco91, спасибо за мнение)) Очень ценно для меня.
"Едкая зависть в сердце моём", - Вы хотите там учиться?
". Смерти, как таковой, ни моральной, ни физической в произведении не наблюдается", - ммм... Моральную я как раз и пыталась изобразить. Смерть души, и все дела... Жаль, что не вышло((
"А, значит, нет раскрытия персонажа", - душевные страдания, как мне кажется, как и стыд, могут быть у психически здорового человека. И осознанный мыслительный процесс. Я просто иначе не увидела эту героиню, а как разглядела, так и пыталась обрисовать деталями.
"Кстати, описываемые события происходят при совке?" - молодость только. "Тридцать лет назад". А начало в наши дни. Где же видано, чтоб при совке хлеб двенадцать рублей стоил? ))
.мальборо, спасибо. Да, это всё.
"какое то бессвязное начало и конец", - ммм... Почему? Вроде, концовка должна раскрыть причину сумасшествия...
Рассматриваю как вариант для получения второго высшего) При условии, если буду работать в СМИ или в издательском деле. Ну, или хоть пару раз опубликуюсь в крупной форме =) (Мечты, мечты...)
Смерть души, и все дела... Жаль, что не вышло((
Чаще оценивайте ситуацию с позиции героини, приводите её внутренние монологи и будет вам счастье)
душевные страдания, как мне кажется, как и стыд, могут быть у психически здорового человека.
Душевнобольные тоже время от времени страдают) Просто у них мыслительные процессы проистекают чуть иначе. Почитайте "Кланы альфанской луны" Филиппа Дика или "Больница Преображения" Лема - там как раз ярко описывается психология сумасшедших.
Где же видано, чтоб при совке хлеб двенадцать рублей стоил? ))
Тогда, простите, но ещё один камень в ваш огород - любой бомж или алкоголик спокойно "зарабатывает" в день 30-50 рублей, так что момент с заплесневелым хлебом - явное преувеличение.
ЗЫ: не совсем понял как героиня скатилась до жизни такой, имея рабочее место на заводе (ей сейчас от силы 55, так что о пенсии говорить рано) и квартиру
кажется, что она работает и всё ок
мне не понятна причина того, почему она так обеднела
"Чаще оценивайте ситуацию с позиции героини, приводите её внутренние монологи и будет вам счастье", - я люблю это дело, но в этот раз почему-то не вышло у меня третье ограниченное лицо, а от первого писать все это и вовсе не имело бы смысла.
"Почитайте "Кланы альфанской луны" Филиппа Дика или "Больница Преображения" Лема", - благодарю за совет. ))
"любой бомж или алкоголик спокойно "зарабатывает" в день 30-50 рублей, так что момент с заплесневелым хлебом - явное преувеличение", - вот тут не согласна. Если человек психически болен именно так, как я пытаюсь обрисовать (у нас соседка была когда-то такая), то он не станет стоять с протянутой рукой или попрошайничать, как это сделает здоровый бомж или алкоголик (даже алкоголик-шизофреник). Отсюда следует, что единственный способ добычи денег, будет их самостоятельный поиск под ногами. Чтобы ни к кому не обращаться. А на дорогах в лучшем случае пятидесятикопеечные монеты только встречаются. И то редко-редко.
"не совсем понял как героиня скатилась до жизни такой, имея рабочее место на заводе", - уволить могли же. Например, если она была не в состоянии выполнять свою работу или забывала вовремя прийти. Отчасти это реально наблюдаемый мною некоторое время назад случай с приукрашиванием и домысливанием действительности.
.мальборо, "она моет тарелочки и живёт в двухкомнатной", - это было "тридцать лет назад". Двухкомнатная, конечно, пока никуда не делась, но уже не все ок.
"мне не понятна причина того, почему она так обеднела", - прогрессирующих сумасшедших не держат на работе. Это во-первых. А во-вторых, по помойкам она могла еще и в связи со своей болезнью лазить.
А как же воровство? К тому же его очень удобно будет связать с моральным увяданием личности.
уволить могли же.
Весь цимис в том, что узнать об этом из рассказа было в разы лучше, чем из комментариев =)
"Весь цимис в том, что узнать об этом из рассказа было в разы лучше, чем из комментариев", - согласна. Мне просто казалось это настолько очевидным, что я и не вставила))
Оговорюсь: если это одиночество не подкреплено определенными мыслительными процессами и отклонениями в психике.
Можно было бы, конечно, поспорить, но не буду. Потому что мы сейчас говорим не об одиночестве, а о вашем рассказе. В нем описанная вами причинно-следственная связь прослеживается слабо. Ваш рассказ крайне нуждается в дополнительном объеме и это непреложный факт.
Борись со скомканностью текста.
Прежде чем писать про сумасшествие, почитай побольше литературы на эту тему (самый смак в заметках тех, кто работает с такими людьми, еще Лем неплох, как уже было сказано где-то выше)
Не обязательно писать, четко обозначая причину и следствие точными словами, но и образность должна быть в меру.
А стиль да, разный. Прыгает сильно в зависимости от мысли.